Коклюш

Лечением данного заболевания занимается педиатр

Коклюш - инфекционное заболевание, возбудителем которого является бактерия Bordetella pertussis. Распространяется болезнь воздушно-капельным путем. Инкубационный период может проходить бессимптомно, первые проявления схожи с ОРВИ, однако в дальнейшем пациенты страдают от приступов сильного кашля, который мешает сну и даже дыханию.

Коклюш

Распространение заболевания

Источником инфекции является человек, больной коклюшом, при этом распространение происходит в первые же дни после появления кашля и до истечения 25 суток после заражения (если лечение было начато вовремя, период распространения может быть сокращен). Наибольшему риску подвержены дети дошкольного возраста. Взрослые и подростки болеют часто, но не столь сильно.

Коклюшная бактериальная палочка является источником экзотоксина, он поражает верхние дыхательные пути, нарушает обмен на внутриклеточном уровне, что приводит к сбою иммунной системы, а также спазматическому кашлю. У ребенка приступы могут носить особенно сильный характер.

Симптомы болезни

Полностью клиническая картина проявляется спустя примерно две недели после заражения. В инкубационный период (может продолжаться от 3 до 14 дней) жалобы практически отсутствуют. В катаральный период (наступает на 13-14 день) симптомы схожи с респираторным заболеванием. Состояние ребенка или подростка может незначительно ухудшаться. Температура тела может быть немного повышенной. В этот период появляется сухой кашель. Постепенно он набирает силу, наступает период спазмолитического кашля. Количество приступов в сутки определяется остротой течения болезни:

• В легкой форме – до 15 приступов;
  • В среднетяжелой - 15-25 приступов;
  • В тяжелой форме количество приступов может достигать 50 раз и более.

При острой форме течения заболевания также возможно:

• Кислородная недостаточность;
  • Развитие отечного синдрома;
  • Проявление гематологических изменений.

Во взрослом и подростковом возрасте осложнения развиваются редко. Однако у детей часто появляется пневмония, также возможна остановка дыхания, спадение долей легких, разрывы ткани легких, кровоизлияния в глазах, развития паховой либо пупочной грыжи.

Диагностика заболевания

При обращении к детскому врачу или терапевту важно указать на длительность кашля, а также уточнить его тип. При проведении диагностики врач оценивает состояние больного, собирает анамнез, обязательно спрашивает был ли контакт с больными коклюшем.

Для выявления коклюша в нашей клинике применяется два основных анализа:

1. Посев на коклюш и паракоклюш, с изучением морфологических, биохимических, и серологических свойств.
    На сегодняшний день это самый точный анализ. Однако сдать его можно не позднее 2 недель с начала болезни, а также при отсутствии приема антибиотиков. Иначе анализ неинформативен.
  2. Анализ крови на антитела IgM, IgG.
    Если выявлены IgM - коклюш подтверждается. Положительный анализ на IgG возможен при недавней вакцинации, поэтому нужно провести анализ повторно через 7-10 дней. Увеличение результата в несколько раз будет говорить о перенесенной инфекции.

Если ребенок болеет менее 2х недель, лучше выбрать посев на коклюш. Но если с момента заболевания прошло уже много времени и посев сделать не получится, то анализ на антитела - приемлемая альтернатива, потому что у него нет ограничений по времени - можно сделать даже если прошло 3-4 недели с момента заболевания, когда более точные методы обследования применить невозможно.

Профилактика коклюша

Наиболее эффективным методом профилактики считается вакцинация против коклюша согласно национальному календарю прививок. В настоящее время для иммунизации используется вакцина с содержанием коклюшного компонента.

В нашей клинике применяются одобренные вакцины Пентаксим, Инфанрикс, Инфанрикс гекса, Адасель. Подбор препарата осуществляется с учетом личных особенностей и возраста пациента.

Лечение коклюша в КДК

В медицинском центре Клиники Доктора Кравченко в Самаре работают высококвалифицированные специалисты. Врачи (педиатр или терапевт) быстро проведут диагностику, при необходимости назначат лабораторные исследования, по итогу определят диагноз, назначат лечение и выдадут рекомендации по профилактике и облегчению состояния.

Клиника оснащена современным оборудованием, что обеспечивает высокую точность результатов всех тестов. Стоимость услуг клиники вы можете узнать на сайте или позвонив в регистратуру.