Бессонница

Лечением данного заболевания занимается терапевт

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с бессонницей. Она может появляться по разным причинам. Но всегда приводит к ухудшению качества жизни. У многих могут возникнуть «неполадки» со здоровьем. Плохое самочувствие, хроническая усталость, пониженная концентрация внимания, ухудшение памяти и сбои в работе мозга – все это последствия бессонницы. Только единицы обращаются за помощью к врачу. Хотя плохой сон может «сигнализировать» о серьезных проблемах со здоровьем и вылечить заболевание может только специалист.

Похожие заболевания:

Бессонница

Бессонница – что это такое и какие у нее симптомы?

В медицине для бессонницы используется термин «инсомния». Человек не может заснуть всю ночь даже при сильной усталости. Или засыпая, несколько раз за ночь просыпается. По статистике, женщины чаще страдают от нарушения сна, чем мужчины. Женскую инсомнию нередко вызывают последствия родов или возрастные гормональные изменения.

Симптомы, которые «говорят» о бессоннице:

• частое просыпание даже от самых незначительных раздражителей;
  • поверхностный сон;
  • небольшая продолжительность сна;
  • дневная сонливость;
  • проблемы с памятью;
  • повышенная утомляемость;
  • обостренная эмоциональность.

Вялость, плохое самочувствие, подавленное настроение, раздражительность приводят к увеличению риска ДТП, плохим результатам в обучении, низкой работоспособности. Инсомния может быть кратковременной – 2-3 дня или продолжительной – несколько недель. Иногда она приобретает длительный характер и растягивается более, чем на один месяц.

Причины бессонницы

Бессонница может появиться как самостоятельный симптом или стать проявлением других патологий. Например, к нарушениям сна могут привести:

• климакс;
  • ожирение;
  • проблемы с ЦНС;
  • аритмия;
  • сахарный диабет;
  • запоры.

Существует много внешних факторов, провоцирующих появление бессонницы: усиленные физические нагрузки, переутомление, хронический стресс, употребление кофе и напитков с высоким содержанием кофеина. Психические расстройства неразрывно связаны с инсомнией. Ритмы сна сбиваются, если у человека есть проблемы с психикой. К ним относятся:

• биполярное расстройство;
  • шизофрения;
  • клиническая депрессия;
  • деменция;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • генерализованное тревожное расстройство.

Нередко к отсутствию сна приводят сложные жизненные ситуации. Страх, тревога, депрессия, эмоциональные перегрузки, проблемы на работе – все это вызывает нервное возбуждение, которое не дает человеку уснуть.

Методы лечения

Если врач поставил диагноз «инсомния», то назначается перспективная терапия. Лечить проблемы со сном помогают разные методы:

• лекарственные средства различных групп;
  • изменение порядка сна;
  • переоборудование постельного места;
  • проведение физиотерапии: аппарат «Мультимаг» и сеансы ТМС;
  • упорядочение режима питания, переход на здоровое меню;
  • посещение психолога и работа с ним.

Иногда требуется оперативное вмешательство. Оно проводится при аномалии верхних дыхательных путей. В любом случае, бессонница – сложная проблема. Чтобы избавиться от нее, необходимо строго придерживаться рекомендаций врача.

К какому врачу обращаться?

В зависимости от того, что вызвало проблему, лечение проводят разные специалисты или сразу несколько врачей.

• Терапевт. Именно с этого доктора начинается определение методов диагностики и лечения. Он сделает первичный опрос, назначит анализы, поставит первичный диагноз. Лечение проведет сам или перенаправит к другому специалисту.
  • Психотерапевт. Очень часто расстройства сна – это прямой результат нарушения психологического здоровья. В некоторых случаях вернуть нормальный сон поможет только психотерапевт. Врач с помощью психоанализа выясняет причины бессонницы.
  • Невролог. К невропатологу направляют на прием, когда бессонница – не самостоятельный симптом, а вторичный. Она возникла в результате другого заболевания. Это могут быть последствия инсульта, начало болезни Паркинсона или деменции, высокое внутричерепное давление, нарушенное кровообращение в мозге.
  • Сомнолог. Профильный врач специализируется на проблемах сна пациента. Сомнология – это одно из ответвлений неврологии. Доктор выявляет причины системного нарушения сна, проводит диагностику и назначает лечение. Кстати, оно не всегда включает применение медикаментов.

Какие существуют немедикаментозные методы?

К методам немедикаментозной коррекции сна относятся физиотерапевтические процедуры: электрофорез, электросон. Успокаивающее действие оказывает ароматерапия, теплые ванны вечером. Важно перед сном создать расслабляющую обстановку – пройтись медленным шагом на свежем воздухе, послушать спокойную музыку.

В спальне должна быть комфортная атмосфера. Приглушенный свет за несколько часов до сна подготовит организм к отдыху. Температура воздуха – не слишком холодная и не жаркая. Окна лучше зашторить светонепроницаемыми гардинами. Не должно быть никаких отвлекающих шумов. В крайнем случае можно использовать беруши.

Профилактика заболевания

Существует несколько способов предотвратить бессонницу или лечиться самостоятельно на начальной стадии развития:

• не смотреть телевизор и не сидеть за компьютером перед сном;
  • отказаться от использования смартфона за 2 часа до сна;
  • не ложиться спать на голодный желудок;
  • не переедать на ночь;
  • не пить бодрящих напитков: кофе, чай, спиртное, энергетики;
  • проветривать помещение вечером.

Необходимо наладить режим сна: вставать и засыпать в одно и то же время. Причем отход ко сну должен быть не позже 23.00. Отводить на отдых необходимо не менее 6-8 часов.

Если профилактические средства не принесли избавления от проблемы, то лучше обращаться к врачу. Он поможет выявить и устранить причину недомогания. При необходимости выписывает лекарства, такие как: мелатонин, валокордин-докисламин и другие. Чаще всего нарушения сна рассматриваются как психологическая проблема. Поэтому нередко она решается психотерапией. При обращении в КДК пациент проходит комплексный осмотр несколькими специалистами. На основе полученных результатов они назначают эффективное лечение для данного конкретного случая. В нашем медицинском центре работают профессиональные врачи-практики. Стоимость медицинских услуг в клинике – одна из лучших в Самаре. Цены на осмотры, консультации, анализы доступны всем категориям лиц, в том числе и пенсионерам.

Кладчиков Николай Юрьевич
Терапевт, Аллерголог-иммунолог, Спортивный врач