Кариес

Лечением данного заболевания занимается стоматолог-терапевт

Кариес представляет собой распространенное инфекционное заболевание зубов (молочных у детей, постоянных у подростков и взрослых), которое сопровождается разрушением эмали – верхнего слоя зуба, а затем и дентина – внутреннего слоя зуба. Заболевание успешно лечится на ранних стадиях, поэтому патологию легко вылечить за 1 визит к стоматологу. Но при отсутствии должного лечения происходит прогрессирование кариозного процесса, которое может привести к воспалению пульпы и периодонтальных тканей, а затем и полное разрушение зуба, которое требует безвозвратного удаления его остатков и корня.

Данную патологию можно без преувеличения назвать «стоматологическим врагом человечества № 1». Этим заболеванием страдают 93% населения планеты. Его находили даже у людей, живших 5-6 тысяч лет назад, а сегодня кариес является причиной потери зубов практически в 90% случаев.

Похожие заболевания:

Кариес

Есть несколько видов кариеса:

• Пришеечный – дефект появляется на границе зуба с десной.
  • Контактный – происходит поражение боковых поверхностей двух соседних зубов. Кариес между зубами возникает в основном потому, что эти области довольно трудно чистить зубной щеткой.
  • Фиссурный – кариес поражает естественные углубления, которые образуют жевательную поверхность зубов.
  • Кариес корня – патология развивается в самом корне зуба, при рецессии десны (заболевание не воспалительного характера, при котором происходит снижение высоты и объема десны). Этот тип кариеса напрямую связан с заболеваниями пародонта, неправильным прикусом и возрастными изменениями. Нечасто поражение, трудно диагностируемое, поскольку дефект скрыт под десной.

Кроме того, это заболевание имеет и несколько этапов развития.

Выделяют такие стадии кариеса зубов:

• Кариес в стадии пятна – это, так называемая «деминерализация» зубов. Эмаль становится шероховатой, теряя свой естественный блеск. На ней появляются матовые белые либо светло- или темно-коричневые пятна.
  • Поверхностный кариес, при котором патологический процесс развивается только в эмалевом слое.
  • Средний кариес зубов, когда поражение уже распространилось на верхние слои дентина;
  • Глубокий кариес зуба с распространением дефекта в более глубокие слои дентина и приближается к пульпе.

Для успешного лечения важна своевременная диагностика патологии, которая позволяет полностью вылечить больной зуб, избежав его осложнений.

Симптомы

К числу основных симптомов, по которым можно заподозрить кариес, относятся следующие:

• шероховатости на определенных поверхностях зуба;
  • изменение цвета эмали;
  • неприятный запах из полости рта;
  • кратковременная боль от внешних раздражителей (горячее-холодное; сладкое, кислое, соленое);
  • боль при механическом воздействии (надавливание, воздействие жесткой пищи).

Для предотвращения развития болезни с вовлечением в патологический процесс соседних зубов очень важно пройти своевременное лечение кариеса у грамотного врача.

Причины возникновения заболевания

Причинами появления зубного кариеса чаще всего являются:

• Наличие патогенных микроорганизмов в ротовой полости, разрушающих зубную эмаль.
  • Некачественная домашняя гигиена полости рта.
  • Механическое повреждение зубной эмали.

Причины возникновения кариеса сводятся к следующим факторам:

Общие факторы:

• Неполноценное питание;
  • Недостаток содержания фтора в питьевой воде;
  • Ослабление организма в период закладки и созревания эмали и дентина;
  • Неблагоприятное воздействие на организм факторов окружающей среды;
  • Наследственная предрасположенность.

Местные факторы:

• Мягкий зубной налет и зубной камень;
  • Нарушение свойств и состава слюны при некоторых заболеваниях;
  • Остатки пищи в полости рта;
  • Нарушение биохимического состава эмали, дентина и цемента;
  • Нарушение процессов закладки, развития и прорезывания зубов;
  • Неполноценная структура твердых тканей зуба.

Но почему кариес возникает не у всех? Есть люди, безупречно соблюдающие чистоту полости рта и страдающие множественными поражениями зубов и те, кто чистит зубы через раз, а кариес обходит их стороной.

Ответ кроется в степени индивидуальной кариесорезистентности человека (устойчивости организма к кариесу). Патологический процесс поражения зубов происходит тогда, когда разрушающее действие стрептококков пересиливает сопротивление организма.

Кариес – это заболевание, которое можно вылечить полностью на ранних этапах развития и сохранить здоровье зубов. Для его предотвращения необходимо качественно и регулярно чистить зубы в домашних условиях и регулярно пользоваться услугами профессиональной чистки в стоматологическом кабинете.

Современные методы лечения кариеса в стоматологических клиниках:

• Реминерализация. Восстановление эмали проводится на ранних стадиях болезни, состоит из обработки зубов различными гелями с содержанием фтора, кальция и фосфора.
  • ART-методика — неинвазивная методика лечения, состоящая из применения специальных инструментов – экскаваторы, которые соскребают зараженные ткани. После чистки проводится пломбирование кариозной полости.
  • Инфильтрация (Технология ICON). Используется вначале развития болезни или после снятия брекет-систем. Состоит из обработки пораженных тканей специальным составом, который закупоривает кариозную полость, останавливает процесс размножения бактерий, возвращает эмали плотность, делает ее более устойчивой перед различными кислотами.
  • Воздушно-абразивная обработка зубной поверхности основана на механической обработке пораженных кариесом тканей зуба пескоструйными аппаратами. Позволяет удалять кариес потоком воздуха. Применяется при начальном кариесе.
  • Лечение озоном. Процедура основывается на обработке пораженной поверхности озоном. Особо эффективна процедура на стадии пятна, когда нет глубокого поражения зубных тканей.
  • Лазерное лечение. Применяется очень редко — вместо механической обработки (бормашиной), пораженные ткани убираются лазерным лучом. Затем проводится стандартное наложение пломбировочного материала для устранения дефекта твердых тканей зуба.
  • Классический метод лечения с препарированием и наложением пломбы.

В рамках данных методик удается эффективно лечить не только поверхностный, но также средний и глубокий кариес в стоматологической клинике, где имеется современное оборудование и материалы для качественного удаления кариеса и сохранения здоровья зубов.

Порядок приема пациента

Если у вас возник один или несколько симптомов кариеса, очень важно предупредить развитие болезни и не допустить разрушения зубов. Для постановки точного диагноза необходимо записаться на прием к стоматологу. Во время осмотра врач диагностирует патологию и определяет степень и глубину поражения зубной эмали. По результатам осмотра, пациенту могут быть назначена дополнительная диагностика под микроскопом с последующим лечением (чистка эмали, установка пломбы и т.д.).

Профилактика

Кариес всегда легче предотвратить, чем лечить его и те осложнения, которые возникают как следствие невылеченного кариозного заболевания зубов. Заботиться о зубах нужно с тех самых пор, как прорезался первый из них и не прекращать старания в течение всей жизни.

Полностью защитится от развития кариеса практически невозможно, но при соблюдении некоторых профилактических правил, можно значительно уменьшить риск его развития:

• обязательно чистить зубы не менее двух раз в день (утром и вечером) пастой и зубной щеткой, подобранными в соответствии с рекомендациями Вашего стоматолога;
  • использование зубной нити, ополаскивателей для полости рта, ирригаторов, ершиков;
  • сбалансированное питание с низким содержанием простых углеводов;
  • регулярное прохождение процедуры профессиональной гигиены полости рта (1 раз в 6 месяцев) в условиях стоматологического кабинета;
  • ребенка желательно привести к стоматологу впервые сразу после прорезывания первых зубов.

Соблюдая эти правила можно уменьшить риски для развития кариеса. После лечения кариозных зубов, следует внимательно следить за состоянием ротовой полости, выполнять все врачебные назначения. Заботясь о здоровье зубов, мы сохраняем комфортность своей обыденной жизни как можно дольше.

Алиева Оксана Тагировна
Стоматолог-терапевт, Стоматолог-ортопед