Пульпит

Лечением данного заболевания занимается стоматолог-терапевт

Пульпит – серьезное стоматологическое заболевание, которое по статистике занимает второе место среди болезней ротовой полости (на первом – кариес).

Пульпитом называют воспаление внутренних тканей зуба - пульпы (сосудисто- нервный пучок, обеспечивающий питание и поддерживающий жизнедеятельность остальных зубных компонентов — дентина и эмали) и корневых каналов зуба, сопровождающиеся болью и дискомфортом, а причиной этого является патогенная микрофлора - в основном стрептококки и стафилококки.

Похожие заболевания:

Пульпит

Пульпа находится в коронковой части зуба, где есть полостная пульпарная камера и в корнях зубов. Из-за большого количества нервных окончаний любое раздражение пульпы вызывает сильную боль.

Не заметить начало пульпита практически невозможно, поэтому большинство пациентов при появлении первых симптомов не откладывают свой визит к врачу. При своевременном лечении – исход благоприятный. В противном случае может вызывать развитие периодонтита, образование околокорневой кисты зуба, которая часто становится причиной удаления больного зуба.

Виды пульпита

Есть несколько разновидностей пульпита. Его можно разделять по количеству каналов, по причине от которого он произошел, по течению заболевания, по характеру патоморфологических изменений, по распространенности процесса, по состоянию пульпы и по другим особенностям.

Но врачи в основном подразделяют его на 2 основные формы: острая и хроническая.

В свою очередь острый пульпит подразделяют на:

• Очаговый.
  • Диффузный.
  • Гнойный.
  • Серозный.

А хронический пульпит подразделяют на:

• Фиброзный.
  • Гангренозный.
  • Гипертрофический.

Переход процесса в хроническое заболевание свидетельствует о его запущенности.

Симптомы

Как определить воспаление при пульпите? Хотя точный диагноз может поставить только врач, существует перечень отличительных признаков, по которым можно определить, что воспалилась именно пульпа. Симптомы воспаления пульпы могут проявляться совершенно по-разному, и зависят от вида пульпита.

• Основным клиническим проявлением пульпита является острая боль, зачастую появляющиеся внезапно. Пациенты отмечают болезненность как в состоянии покоя, так и боль, усиливающуюся от температурных раздражителей, которая не проходит сразу после их устранения, боль может нарастать ночью.
  • Пациенты могут также жаловаться на наличие глубокой кариозной полости и болезненные ощущения при попадании пищи в полость.
  • Нередко болезненные ощущения затрагивают всю сторону челюсти и трудно понять, который из зубов болит больше.
  • Боль способна иррадиировать в височную область, ухо, горло, подбородок и рядом стоящие здоровые зубы.
  • При острой стадии боль может быть сильнее, а при хронической — слабее и реже.
  • Хронические формы пульпита могу протекать бессимптомно. Однако пациент может отмечать, что ранее он все же испытывал болевые ощущения ноющего характера, но через какое-то время они успокоились. Меньшее количество боли означает здесь лишь омертвение части нервных тканей.

Следует помнить, что у детей процесс перехода от кариеса к пульпиту протекает очень быстро ввиду физиологических особенностей.

При отсутствии своевременного лечения недуг переходит в более тяжелые формы и может привести к необратимым последствиям.

Чтобы избежать осложненного пульпита и патологических состояний, при которых необходимо удаление больного зуба, важно обратиться за помощью к стоматологу в надежную клинику.

Причины возникновения заболевания

Существует ряд причин, обуславливающих появление пульпита.

• Развитие кариеса. Кариозные ткани (вызванные патогенными бактериями стрептококком и стафилококком) постепенно распространяются, и поражают сначала эмаль, потом дентин, а затем добираются до пульпы, вызывая ее воспаление. Именно поэтому так важно вовремя лечить даже небольшой кариес.
  • Некачественная работа стоматолога или врачебные ошибки во время лечения - при лечении кариеса зуба врач может недостаточно качественно убрать кариозные ткани, в следствии чего происходит дальнейшее развитие кариозного процесса; недостаточно плотно запломбировать кариозную полость и в пустотах появятся патогенные бактерии, которые вызывают воспаление.
  • Некорректная работа стоматолога - при подготовке к протезированию во время обточки зуба под коронку были пересушены потоком воздуха дентинные канальцы, допущен термический ожог пульпы из-за недостаточного водяного охлаждения, случайное вскрытие пульповой камеры, неправильная установка коронок.
  • Травма - в ряде случаях воспалительный процесс в пульпе становится следствием травмы зуба, образовавшихся глубоких трещин и сколов эмали, повышенная стираемость зубов, завышение пломбы.
  • Болезни десен - при заболеваниях десен инфекция проникает в пульпу из воспаленных мягких тканей окружающие и удерживающие зуб.
  • Инфекция - попадает в пульпу ретроградным путем с крово- и лимфотоком через верхушечное отверстие корня при наличие воспалительного процесса в организме, например, гайморит, остеомиелит, сепсис.

Также воспаление пульпы может возникнуть из-за различных, но непонятных причин.

Высокий риск пульпита в молочных зубах связан с тонким слоем дентина и эмали, повышенной рыхлостью тканей, быстрым началом воспалительных процессов.

Пульпит требует своевременной диагностики и безотлагательного лечения, поэтому при первых проявлениях недуга стоит записаться на прием к специалисту.

Методы лечения

Терапевтическая схема напрямую зависит от стадии заболевания и локализации воспаления.

Существует несколько видов лечения воспаления пульпы. В зависимости от формы пульпита выбирается один из них. Они делятся на две большие группы: сохранение жизнеспособности пульпы (консервативный или биологический метод) и удаление пульпы (хирургический метод).

Сохранение жизнеспособности пульпы может быть полным и частичным.

Данный метод лечения имеет ряд особых показаний и возрастных ограничений.

Консервативный метод позволяет устранить воспалительный процесс в пульпе, способствует дентинообразованию, сохраняя преграду для бактерий. Например, это возможно если обратится к врачу в первые два-три часа после начала воспаления, при травме зуба, но обычно, когда пациент приходит, воспаление уже распространяется далеко, и консервативное лечение невозможно. Данный метод лечения применяется редко, так как обычно нерв поражается почти целиком, и отделить воспаленную часть от невоспаленной невозможно.

Биологический метод достаточно эффективен, но после лечения необходим постоянный контроль за состоянием пульпы и других зубных тканей. После процедуры пациент может ощущать несильную боль, унять которую можно анальгетическими средствами. При интенсивной, неутихающей боли следует обратиться к стоматологу. В некоторых случаях, чтобы не допустить рецидива заболевания применяются более радикальные лечебные методики.

Хирургическое лечение проводят в 85% случаях. Существует два основных способа:

• Девитальный. Это уже устаревшая методика, при которой в пульпарную камеру закладывается специальная (мышьяковая или без мышьяковистая) паста. Она способствует полному отмиранию пульпы, и после этого он легко извлекается. Далее корневые каналы механически и медикаментозно обрабатываются, тщательно пломбируются. Далее врач восстанавливает коронку зуба. Но такой метод отличается высокой токсичностью для организма и приводит к некрозу не только пораженных, но также здоровых тканей. Поэтому сейчас стоматологи в основном используют витальный метод.
  • Витальный. Данный метод лечения подходит для всех видов пульпита. Нерв остается живым, и под мощным обезболиванием врач аккуратно вытаскивает его из каналов зуба, также механически и медикаментозно обрабатывает их, а потом тщательно пломбирует каналы и восстанавливает коронку зуба.

Если зуб восстановлению не подлежит, то его удаляют.

Возможности современных лечебных методик, а также высокотехнологичное оборудование и инновационные материалы значительно повышают качество и эффективность процедур, направленных на устранение пульпита.

Своевременное лечение пульпита имеет благоприятный прогноз. Запущенные формы заболевания приводят к тяжелым последствиям и разрушению зубов. Поэтому важно незамедлительно обращаться к стоматологу при возникновении первых же симптомов заболевания. Если такой возможности нет, возможно применение противовоспалительных или обезболивающих препаратов, однако стоит помнить, что это, скорее, симптоматическое лечение, которое поможет устранить боль на какое-то время, однако причину появления пульпита и полностью излечение от него не осуществит.

Профилактика

Лучше всего не думать о том, как вылечить пораженный зуб, а предотвратить развитие пульпита. Профилактические меры нужно применять еще до появления первых признаков заболевания. Для этого следует соблюдать ряд несложных правил:

• Регулярно ухаживать за зубами и полостью рта (тщательно чистить зубы дважды в день, пользоваться зубной нитью, ершиками или ирригаторами; менять зубную щетку каждые 3 месяца; полоскать рот после каждого приема пищи, пользоваться жевательной резинкой).
  • Правильно питаться.
  • Не допускать появление кариеса.
  • Своевременно и качественно лечить кариес и другие стоматологические заболевания (на начальном этапе).
  • Проводить регулярную (1раз в 6 месяцев) профессиональную чистку зубов.
  • Следить за состоянием десен.
  • Выбирать высококвалифицированных врачей-стоматологов. Не экономьте на своем здоровье, соглашаясь на дешевое, но некачественное лечение!

Выполняя вышеперечисленные рекомендации, можно уменьшить риск возникновения не только пульпита, но также других стоматологических заболеваний.

Порядок приема пациента в КДК

При появлении симптомов пульпита следует как можно быстрее обратиться к стоматологу. В Клинике доктора Кравченко лечение пульпита проводят высококвалифицированные специалисты, с использованием современных методик и материалов. При необходимости доктор может провести лечение с использованием дентального микроскопа.

Алиева Оксана Тагировна
Стоматолог-терапевт, Стоматолог-ортопед