Ринит

Лечением данного заболевания занимается врач-отоларинголог

Ринит — это воспаление слизистой оболочки носа, сопровождающееся отеком, чувством жжения, заложенностью носа, отделением из него обильно слизистого секрета, а также снижением обоняния. По течению заболевания патпроцесс бывает острый и хронический, по этиологии выделяют бактериальный, вирусный, аллергический, а также медикаментозный и вазомоторный. По патофизиологии заболевание классифицируется на атрофическую и гипертрофическую формы, катаральный и гнойный виды.

Возможно распространение воспалительного процесса на иные отделы дыхательного тракта с развитием синусита, ларингита, трахеита, пневмонии и иных заболеваний.

Ринит

О наличии воспаления в носовой полости свидетельствуют следующие признаки:

• выделение прозрачной или гнойной слизи из носа;
  • сухость в носу, чувство жжения;
  • затрудненность дыхания, снижение обоняния;
  • слезоточивость, чихание;
  • общая слабость.

Также ринит часто протекает на фоне головной боли, гипертермии, миалгии. У грудных детей при насморке затрудняется дыхание, сосание и глотание, может появится акроцианоз. Воспаление диагностируется не только в полости носа, но и в глотке, гортани, трахео-бронхиальном дереве, легких.

В среднем острая форма заболевания длится 7-14 суток, иногда переходит в хроническую форму.

Причины возникновения заболевания

Наиболее частыми причинами патологического процесса являются следующие факторы:

• общее и местное переохлаждение;
  • снижение иммунитета;
  • применение некоторых лекарств;
  • искривление носовой перегородки;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • нарушение кровообращения в слизистой органа при системных заболеваниях;
  • гормональная перестройка организма;
  • травмы носа, наличие в его полости инородных предметов;
  • пересушивание слизистой оболочки (например, при недостаточной влажности воздуха в помещении);
  • производственные вредные факторы (химикаты, пыль и пр.);
  • оперативные вмешательства на носу;
  • наличие воспалительных процессов в близлежащих структурах (глотке, околоносовых пазухах).

Также ринит может иметь аллергический генез, при этом отек и воспаление возникают как ответная реакция на раздражитель (пыльца, пыль, шерсть и пр.).

Методы лечения

Целью лечения ринита является ликвидация провоцирующего фактора, вызывающего заболевание, купирование воспаления, восстановление воздухообмена в носовых пазухах, уменьшение количества слизи и ускорение регенерации слизистой оболочки.

В процессе лечения могут быть назначены:

• средства местного действия — снимают отек и воспаление, эффективно сужают сосуды;
  • противомикробные и противовирусные препараты;
  • вещества, влияющие на продуцирование и свойства слизистого секрета: муколитики, мукокинетики, мукорегуляторы;
  • физиотерапия — УФ- и УВЧ-лечение, хорошие результаты приносит лазерная терапия.

В качестве симптоматической терапии применяются жаропонижающие средства, антигистаминные препараты, анальгетики.

Хирургические методы лечения актуальны при гипертрофической форме и при искривлении носовой перегородки. Оперативное вмешательство целесообразно только при отсутствии результата от проведения консервативной терапии.

Порядок приема пациента

Диагностикой и лечением насморка занимается лор (оториноларинголог). На первичной консультации врач детализировано собирает анамнез, проводит полный физикальный осмотр дыхательных структур и иных систем. Осмотр носовых ходов у взрослых и детей осуществляется при помощи риноскопа или рефлектора. В процессе лор оценивает слизистую: ее цвет, целостность, степень отечности, количество и характер отделяемого. При необходимости для уточнения специфики распространения воспалительного процесса и в качестве дифференциальной диагностики могут быть назначены дополнительные обследования.

После получения данных исследований оториноларинголог разрабатывает тактику лечения с учетом всех нюансов патологии и общего состояния организма.

Профилактика патологии

Меры специфической профилактики не разработаны. К общим профилактическим мероприятиям относятся следующие моменты:

• своевременное лечение простуд;
  • повышение иммунитета;
  • рациональное сбалансированное питание;
  • соблюдение правил гигиены;
  • избегание контактов с больными и потенциально зараженными людьми;
  • уничтожение болезнетворных микроорганизмов в среде обитания— регулярное проветривание, использование дезаров, влажная уборка в помещениях;
  • борьба с гиподинамией;
  • профилактическое промывание носа в сезон простудных заболеваний;
  • исключение воздействия аллергенов.

Также крайне важно не заниматься самолечением, поскольку многие народные средства и некорректно принимаемые фармакопрепараты могут спровоцировать осложнения и способствовать переходу острой формы ринита в хроническую.

В медицинском центре Клиники доктора Кравченко в Самаре прием ведут высококвалифицированные оториноларингологи с большим опытом работы. В своей работе врачи руководствуются принципами доказательной медицины и применяют эффективные передовые методики. С каждым клиентом ведется индивидуальная работа с учетом нюансов его здоровья и образа жизни.

Клиника располагает лабораторией и экспертным оборудованием, позволяющим оперативно провести необходимые исследования и получить достоверный результат. Стоимость приема зависит от объема проведенных манипуляций и оказания дополнительных услуг. Ознакомиться с прайсом и записаться на прием можно на сайте или по телефону.

Зотов Олег Александрович
Отоларинголог (ЛОР)