Невроз

Лечением данного заболевания занимается психолог

Невроз — это функциональное (полностью обратимое) нарушение нервной деятельности, имеющее психогенное происхождение, при этом человек осознает свои проблемы со здоровьем.

Выделяют 3 основных формы заболевания: истерической невроз, неврастения или астенический невроз, обсессивно-компульсивное расстройство. Согласно этиологии и симптоматике, патология классифицируется также на такие виды, как тревожное расстройство, разнообразные фобии, вторичное посттравматическое стрессовое расстройство, соматоморфные и диссоциативные нарушения, панические атаки.

Невроз

Симптомы

Клинические проявления невроза вариативны, симптоматика сохраняется постоянно или периоды обострения чередуются с этапами ремиссии. Практически во всех ситуациях болезнь сопровождается сильными эмоциональными или психологическими расстройствами, которые проявляются:

• невротическим синдромом — астения, ухудшение памяти, невнимательность, невозможность концентрации, рассеянность и медлительность при выполнении обязательств, сужение сознания, депрессия;
  • обсессивным синдромом — непреодолимые навязчивые мысли и убеждения от которых невозможно избавиться, навязчивые однообразные, повторяющиеся движения;
  • фобическим синдромом — различные виды страха (смерти, болезней и иные формы фобии);
  • ипохондрическим синдромом — чрезмерное и неадекватное внимание к своему здоровью, эмоциональный окрас жалоб.

Вместе с психическими симптомами могут наблюдаться соматические признаки дисфункции различных систем, например, боли в области сердца, нестабильное артериальное давление, приступы удушья, головные боли и головокружение, тремор, мышечные тики, тошнота и рвота, запор или диарея, обильное потоотделение, высыпания на коже, зуд, снижение фертильности. У детей с неврозом возможно появление тиков, энуреза, обкусывание ногтей и пр.

Причины возникновения заболевания

Ведущее значение в развитии расстройства имеет психотравмирующий фактор и отношение пациента к нему. Ситуации, провоцирующие функциональное расстройство, многообразны и индивидуальны. Основой развития заболевания могут стать следующие моменты:

• интенсивная умственная и физическая нагрузка;
  • воспоминания о пережитом, сильный страх повтора ситуации;
  • новая среда и отношения;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • внутриличностный конфликт;
  • конфликтные отношения в социуме (семье, учебном заведении, работе);
  • внезапная угроза для жизни и здоровья;
  • утрата близкого человека (разрыв отношений, гибель);
  • психологические травмы, нанесенные в детском возрасте: унижение, избиение, насилие и пр.;
  • сексуальные комплексы;
  • несоблюдение режима дня.

Повышенный риск развития неврастении существует у подростков в пубертатный период и у женщин во время климакса. Выявлено, что заболеванию больше подвержены люди с повышенной тревожностью, мнительностью, выраженной эмоциональностью. У женщин невроз диагностируется в 2 раза чаще, чем у мужчин.

Методы лечения

Практически все неврозы являются обратимыми, но имеют затяжное течение, поэтому требуют комплексного подхода в терапии, куда входит психотерапевтическое лечение, прием лекарственных средств, коррекция образа жизни.

Целью психотерапии является осознание пациентом воздействия психотравмирующих ситуаций на его заболевание. В качестве методов используются: нейро-лингвистическое программирование, базисный личностный и программно-ориентированный тренинг, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, анализ, гештальт-терапия и пр. Наибольшая эффективность достигается при сочетании различных методик, программу лечения в каждом индивидуальном случае подбирает психолог.

Медикаментозная терапия базируется на использовании антидепрессивных и седативных средств. Они помогают успешно избавиться от тревожности, купируют симптомы депрессии, повышают тонус. При преобладании в клинике симптомов тревожности назначают транквилизаторы.

Пациентам также рекомендовано в качестве поддерживающего и общеукрепляющего лечения массаж, арома- и рефлексотерапия, электросон, водолечение, диетотерапия.

Порядок приема пациента

Диагностикой и лечением невротических состояний занимается психолог и невролог или психотерапевт. На приеме врач детально собирает анамнез, проводит тщательный физикальный осмотр, после чего приступает к психологическому тестированию и глубокому исследованию структуры личности при помощи специальных методик, по результатам которых определяет уровень тревоги и стресса, нюансы характера, интеллектуальные особенности и пр. При подозрении на соматические патологии могут быть назначены дополнительные вспомогательные обследования, консультации других узких специалистов.

Профилактика

Наиболее результативный метод профилактики заболевания во взрослом возрасте— ликвидация психотравмирующих ситуаций:

• работа над психологическими проблемами;
  • избавление от заблуждений;
  • использование релаксирующих методик после перенапряжения;
  • корректное отношение к событиям и людям;
  • выстраивание адекватной самооценки;
  • избегание стрессов;
  • придерживание ЗОЖ.

Профилактика неврозов у детей подразумевает правильное воспитание. Взрослым следует предъявлять к ребенку требования с учетом его возможностей, рекомендуется чаще хвалить и не ругать, совместно обсуждать возникшие проблемы, помогать в выработке правильной модели поведения.

В медицинском центре Клиники доктора Кравченко в Самаре консультативно-лечебные приемы ведут опытные квалифицированные психологи, работа которых основывается на применении передовых эффективных методов терапии и ключевых основ доказательной медицины, позволяющих успешно лечить неврозы как у взрослых, так и у детей.

Клиника КДК располагает обширным спектром услуг для проведения информативных диагностических мероприятий и профессиональным оборудованием. Записываясь на платный прием к психологу, вы можете быть уверены, что получите качественную помощь с учетом всех нюансов вашего случая по доступному прайсу.

Коршунова Анна Олеговна
Психолог, Психиатр